Давайте представим ситуацию: вы загорелись желанием сделать сервис, сайт или приложение. Продумали его назначение, принцип работы и визуальную составляющую. В деталях можете описать, где какая кнопка располагается и даже какого они цвета. И вот с описанием или с техническим заданием, вы направляетесь в пару тройку агентств и получаете сметы, которые явно не удовлетворяют вашему карману.
Можно оправдаться местоположением офиса и техникой выполнения работы, однако дело не только в этом:
1. Восприятие одного и того же ТЗ, а тем более описания, у обоих людей может быть разным, из-за чего возникают разногласия.
2. В смету включаются крайние случаи, которые могут возникнуть во время исполнения задачи. Кроме того, менеджер по продажам оценивает каждую задачу по максимуму. Это объясняется тем, что та или иная функция может реализовываться по-разному, потому задача оценивается в угоду агентству.
3. Разработчик обладает опытом работы с такими задачами, потому видит лишние опции он исключает из сметы в силу ненадобности. Только вот объяснение нецелесообразности задумки он откладывает на потом, когда работа уже будет кипеть.
В результате получаем расчет по ТЗ, не отражающий действительную стоимость проекта. Выбор команды в таком случае осуществляется по принципу «приятное общение, прислали в срок». Вот только осуществление этого принципа возлагается на менеджерах отдела продаж, а выполнение самой задачи лежит на плечах разработчиков.
Прототип для оценки
Что нужно выбрать ориентиром, чтобы оценивать стоимость проекта? Опытные специалисты выделяют прототип. Он обеспечивает оценить задачу с минимальной погрешностью:
- Прототип отличается минимальным отклонением от реальной стоимости проекта.
- Прототип более нагляден для разработчика. Он видит количество блоков на странице, их тип и т.д. Исключен риск изменения оценки проекта. Изменения могут быть только в том случае, если изменится прототип.
- Визуально воспринимать гораздо легче, потому задачи будут максимально достигнуты. Нельзя двояко воспринять информацию, которая представлена в виде схемы страниц с блоками элементов.
- Прототип прост для понимания и не требует изменений для подачи одной и той же идеи. Вы можете с ним прийти в любое агентство.
Прототип в полной мере описывает задачу. Он подробно объясняет «скелет» структуры, исходя из которого можно увидеть, что куда вложено, сколько шаблонов, какой контент понадобится для заполнения. Хотим обратить внимание, что последнее имеет значительную роль, потому что визуальная составляющая сайта напрямую зависит от контента заказчика.
Еще 5 аргументов в пользу прототипа
Экономите время. На этапе, когда готовится прототип, можно без лишних усилий внести правки, не занимающие много времени. Согласитесь, удалить лишний блок это дело пяти секунд. На готовой верстке это же действие займет несколько часов, если не дней.
Тестируете юзабилити. Прототип позволяет комфортно тестировать удобство использования готовящегося проекта. Например, один из вопросов, на которых необходимо ответить: «Точно ли посетитель поймет, как перейти в корзину?». Если определить и править эти тонкие моменты сейчас, не придется этого делать на других стадиях, где это будет сложнее исправить.
Тратите действительную стоимость. Описание не передает реальную сложность проекта, в отличие от прототипа, который показывает, сколько на самом деле необходимо будет потратить денег и времени.
Прототип проще. По ТЗ зачастую сложно понять визуальную картину будущего сайта, что не скажешь о прототипе. Он нагляднее и доступнее для восприятия.
Упрощаете работу с дизайном и контентом. Прототип выделяется схемами страниц и структурой блоков, которые легче для восприятия дизайнерами и маркетологами. Первые быстрее отрисуют макет, а вторые продумают объем текста и число иллюстраций. Останется дело за малым: собрать материал и определить, на чем заострить внимание.
Нет необходимости в ТЗ?
Хоть прототип и описывает визуальную сторону проекта, закрывая 80% вопросов, серверная часть и базы данных требуют текстового представления. Здесь не нужно писать несколько десятков страниц, достаточно описать самые главные технические моменты. Подробное же ТЗ нужно для сложных проектов.
Как продать прототипирование руководству
Хоть прототип и выделяется своей простотой, все равно это затратная и трудная работа, которая не может быть бесплатной и дешевой.
Руководство зачастую не воспринимает прототипирование всерьез, отвергая данный подход. Но мы рекомендуем проводить разработку прототипа как подготовку к ТЗ. Во-первых, техническое задание знакомо всем, как важный аспект разработки проекта, поэтому дополнительно обосновывать этот момент не придется. Во-вторых, такой подход используют многие, в том числе наши коллеги по цеху, потому что это удобно.
Наша компания рекомендует всем своим клиентам оба варианта одновременно! Сперва, разрабатывается прототип, а только потом, на его основе, делается написание технического задания. Такой подход, позволяет максимально описать все потребности и желания клиента! Да, делая прототип и ТЗ потребуется больше времени и финансовых затрат, но это дает свой результата, так как клиент на выходе, получает полностью готовый продукт, который способен реализовать поставленные перед ним задачи.