Конкуренция в сфере e-commerce постоянно растёт: количество интернет-магазинов в рунете выросло с 6 000 в 2007 году до 280 000 в 2017 году и продолжает увеличиваться, и требования к интернет-магазинам растут вслед за ними. Для эффективной работы недостаточно онлайн-витрины — интернет-магазин должен быть красивым, удобным и с широкими функциональными возможностями. За ним должна стоять взвешенная бизнес-идея, отлаженная логистика, продуктивная работа с продвижением и удержанием клиентов.
Всё это диктует особые требования к разработке интернет-магазинов: она должна быть профессиональной, с достоверным прогнозом эффективности и комплексной работой над всеми факторами, которые повлияют на результаты запуска проекта.
Сначала надо подумать
Интернет-магазин - трендовый бизнес-инструмент. Он популярен, и на волне этой популярности возникают мифы.
1. Главное - запустить проект, а дальше он начнёт приносить прибыль «сам».
2. Любому офлайн-бизнесу, связанному с торговлей, необходим собственный интернет-магазин.
3. Объёмы вложений в e-commerce минимальны, а прибыль высокая.
Слухи множатся, и из-за этого спрос на разработку УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. При этом не учитывается, что интернет-магазин - довольно специфический бизнес-инструмент.
Интернет-магазин нужен не каждому бизнесу. Если ваши высокие продажи в офлайне связаны, например, с удачным расположением торговых точек, интернет-магазин может не дать ожидаемой прибыли.
В e-commerce ценятся другие факторы: ценовая политика (легко сравнивается), скорость и качество обслуживания, ассортимент, дополнительный сервис, удобство и функциональность сайта.
Запуск проекта — это самое начало работы. До выхода на окупаемость может пройти определённое время. Сколько — зависит от качества не только разработки, но и последующего продвижения интернет-магазина.
Объём инвестиций в интернет-магазин довольно высок. Это не только цена домена и хостинга, но и стоимость разработки, программирования, создания дизайна и контента для наполнения каталога.
За фасадом эффективного интернет-магазина должны стоять отлаженные процессы. Оптимизированная логистика, процессы учёта, взаимодействия с поставщиками и клиентами, бухгалтерской и налоговой отчётности.
Получается, что запуск интернет-магазина вполне сравним со стартом любого другого бизнеса — и по сложности, и по трудозатратам. Поэтому прежде чем начинать разработку, необходимо составить бизнес-план, проанализировать конкурентов, сформировать уникальное торговое предложение, оценить целевую аудиторию, найти способы не только её привлечения, но и удержания. Все это требует полноценного бизнес-анализа и грамотного, достоверного прогноза.
Разведка боем
Начиная бизнес с нуля, работая с новой идеей или незнакомой целевой аудиторией, вы вряд ли будете сразу же арендовать просторное торговое помещение в бизнес-центре A-класса в центре города. Логичнее оценить потенциал с минимальными затратами.
То же касается и интернет-магазинов. На первом этапе бизнес-идею лучше протестировать. Сделать это можно с помощью онлайн-конструктора - сервиса, который позволит быстро создать интернет-магазин на арендованной платформе.
Что использовать?
Wix
Удобный конструктор с большим выбором шаблонов дизайна, гибкой настройкой, возможностью базовой оптимизации. Главный минус — перенести интернет-магазин на свой домен и хостинг нельзя, экспорта товаров тоже нет. Панель управления довольно сложная. Стоимость — от 488 р./месяц.
Ecwid
Облачный сервис, есть интеграция с 1С, Яндекс.Маркетом. Среди преимуществ — возможность переноса на свой домен и хостинг, простое управление, адаптивный дизайн шаблонов. Ecwid рассчитан на начинающих предпринимателей и не имеет ряда важных функций: маркетинговых инструментов и личного кабинета. Стоимость зависит от количества товаров (до 10 — бесплатно, безлимитное количество — 4 500 р./месяц).
AdvantShop
Есть возможность редактирования шаблонов, импорта товаров, интеграция с торговыми площадками Яндекс.Маркет, Google Merchant Center, Товары@Mail.ru, возможность назначения скидок, дополнительных подарков к покупаемому товару, предложение похожих товаров и товаров-дополнителей к покупке, возможность для покупателей оценить товары и оставить отзыв, собственная CRM. Вместе с тем сервис является довольно сложным и имеет небольшой выбор вариантов дизайна. Цена — от 990 р./месяц за тариф с минимальной функциональностью.
Umi
Конструктор для создания интернет-магазина с использованием UMI.CMS. Цена — от 9 900 р./год для тарифа «Интернет-магазин». Простое управление товарами, интеграция с 1С и МойСклад, отдельный раздел для настройки SEO/рекламы, SMM вынесен в отдельный раздел (можно управлять подключёнными страницами в социальных сетях из админки), возможность установки счётчиков посещаемости. Среди минусов — однотипные шаблоны, медленная работа визуального редактора и его ограниченная функциональность, нет автоматического сохранения изменений и резервного копирования сайта.
Плюсы конструкторов
- финансовые вложения минимальны;
- вы можете запустить интернет-магазин в считаные дни, используя готовые шаблоны и минимально дорабатывая их;
- учтены основные нюансы работы интернет-магазина, есть возможность создания каталогов, изменений страниц товаров, загрузки изображений, использования поиска и фильтров.
Почему не стоит использовать для постоянной работы?
Любой конструктор предлагает типовые решения, которые не учитывают нюансов вашего бизнеса. Добавить нестандартный модуль или изменить настройки не удастся.
В основном конструкторы — это зарубежные сервисы, неадаптированные для работы с российскими системами учёта и формирования отчётности. Это создаёт много сложностей в интеграции с 1С, формированием и отправкой электронных чеков и подключением платёжных систем.
При использовании конструктора, интернет-магазин не является вашим ресурсом — вы только арендуете его. Это может повлечь финансовые, и правовые последствия.
Ограниченные возможности при развитии проекта. Подключение внешних бухгалтерских или CRM-систем, использование объёмного каталога, добавление дополнительных функций — все это в случае с конструкторами или сложно, или невозможно.
Такая «разведка» на начальном этапе разработки даст вашему бизнесу серьёзные преимущества:
- Возможность скорректировать УТП, ценовую политику, работу с клиентами, логистику без серьёзных вложений;
- Оценка потенциала вашего бизнеса, коррекция составленного бизнес-плана ещё до начала основной работы;
- Плавный старт: если на данном этапе ваши ресурсы ограничены, такое начало позволит получить прибыль, которую позже можно вложить в разработку полноценного интернет-магазина.
Переходим к разработке
Если описанные выше этапы тестирования дают хорошие результаты, можно использовать более продвинутые решения: коробочные продукты. Их выбор очень велик: они могут быть платными или бесплатными, с подключением платных модулей, с возможностью доработки или без неё.
Платные коробочные решения разработаны специально для запуска интернет-магазина и, как правило, имеют для этого все необходимые возможности. Минусом является то, что такие решения не индивидуальны — от этого страдает дизайн, функциональность и автоматизация отдельных бизнес-процессов.
Бесплатные коробочные решения также разработаны специально для запуска интернет-магазина и, как правило, имеют для этого все необходимые возможности. Плюсом является то, что такие решения просто имеют функционал, который настраивается по потребностям и дизайн вешается именно тот, который необходим.
Адаптация коробочного решения под конкретный бизнес требует дополнительных вложений и не всегда проходит благополучно. так как это зависит от квалификации программистов, верстальщиков, веб-дизайнеров и других специалистов, которые будут работать над сайтом, и от объёма доступной технической информации, и от характеристик самой CMS.
На российском рынке представлено несколько удачных коробочных решений.
UMI.CMS в редакции Shop
Это система управления сайтом с доступом к исходному коду и возможностью программирования собственных модулей. Другими словами, такой интернет-магазин может быть полностью адаптирован под ваши задачи. Цена — от 22 900 р./год.
Преимущества:
- интеграция с 1С, сервисами Яндекс, соц. сетью Вконтакте, платёжными системами, программами складского учёта;
- автоматизация обмена данными, импорта товаров;
- возможность группировать товары в каталоге по признакам, использовать свойства и фильтры;
- хорошие возможности для автоматизации основных процессов, сбора статистики, маркетинговых инструментов.
Недостатки:
Не смотря на все преимущества, у платформы очень высокая цена. Конечно, она дешевле чем 1С-Битрикс, но для российского рынка она подойдёт для дорогого сегмента рынка веб-разработок. Стоимость разработки интернет магазина будет не меньше 80 000 рублей, что немало. Сложность доработки и проблемы при поиске сторонних специалистов, громоздкость системы в целом.
CMS NetCat в редакции Business
Цена лицензии — 14 900 р./год. Платформа подходит для быстрого запуска несложных интернет-магазинов. В качестве основы используются готовые шаблоны. Доступны базовые функции, однако возможности индивидуальной разработки ограничены.
Преимущества:
- работа CMS синхронизируется с внешними системами (маркетплейсами, сервисами рассылок, программами учёта);
- маркетинговые и аналитические инструменты: рекомендации товаров, создание промо-страниц, сбор статистики посещений, голосования и другие;
- встроены дополнительные модули;
- возможность создания индивидуальной структуры каталога, изменения дизайна и страниц.
Недостатки:
При решении нестандартных задач, требуется участие опытного специалиста и значительные временные затраты. При больших нагрузках для стабильной работы сайта, выполненного на NetCat, требуется выделенный или виртуальный сервер, для крупных интернет-магазинов и каталогов, требующих интеграции с продуктами 1С, необходима дополнительная настройка.
CS-Cart
Разработанная в России CMS. В течение 30 дней может использоваться бесплатно. Стоимость базовой лицензии — 24 500 р./год, возможно подключение дополнений.
CS Cart функциональна. Визуальный редактор макетов позволяет быстро менять структуру страниц. В платформу встроены инструменты для кросс-продаж, проведения маркетинговых акций, набор SEO-функций (генерация ЧПУ, редактирование метатегов, создание карты сайта). CMS поддерживает интеграцию с 1С: Предприятие.
Из минусов — довольно сложное администрирование и высокая стоимость.
1С Битрикс
Платная CMS с широкими возможностями и удобным администрированием. Доступна интеграция с платёжными инструментами, программами складского и бухгалтерского учёта, CRM-системами.
В каталоге решений Битрикс можно купить готовый интернет-магазин. Затраты на запуск проекта складываются из стоимости решения (от 1 000 до 199 000 р.), оплаты лицензии (от 35 900 р./год) и затрат на доработку проекта (готовые решения позволяют менять дизайн страниц, их структуру и структуру каталога, добавлять модули).
Преимущества:
- доступны все функции, необходимые для работы;
- возможность использования CRM-системы для работы с клиентами и аналитики;
- подключение внешних информационных систем (платёжных инструментов, программ учёта);
- маркетинговые инструменты: организация email-рассылок, скидок и акций, онлайн-чаты, сервисы обратного звонка, формирование персонализированных рекомендаций для пользователей, программы лояльности и многое другое.
Недостатки:
- Повышенные требования при выборе хостинга. Отсюда — невозможность использования даже дешевого хостинга. Bitrix нуждается в мощном сервере, и соответственно в специальном тарифе, более дорогом по сравнению с обычным. Что конечно для больших компаний не является каким-либо неудобством.
- Оптимальный пакет CMS Битрикс сравнительно недешев. В чем может удостовериться каждый желающий. Данная CMS имеет очень низкую производительность и может периодически зависать. Bitrix тяжела в плане полноценного администрирования. Разработчики предъявляют высокие требования к конечным пользователям. Крупный проект сделать на ней очень сложно, наращивание функционала сказывается на быстродействии системы.
У нас в блоге размещена сравнительная статья: "Что лучше джумла или битрикс?".
Готовое решение или разработка?
Готовый продукт — более простой и быстрый вариант. Фактически вы получаете готовый интернет-магазин, который нужно только наполнить контентом. В некоторых случаях требуются быстрые доработки дизайна или структуры, добавление новых модулей. Затраты на запуск проекта невелики.
Но такое решение будет работать, пока у бизнеса не появятся индивидуальные требования к сайту (потребуется разработка нестандартного калькулятора или фильтра поиска, серьёзное изменение в структуре страниц или каталога, расширение базовых возможностей). Выполнить их будет сложно, так как готовое решение изначально не было ориентировано на такие доработки. Между тем, необходимость в них возникает почти у каждого растущего проекта. Готовый интернет-магазин не стоит покупать, если уже на старте ваш бизнес имеет много нестандартных требований: в этом случае проще выполнить разработку.
Разработка интернет-магазина занимает больше времени и денег. Однако все эти затраты оправдывают себя.
1. Для интернет-магазина используется уникальный дизайн — созданный для вашего бизнеса, с учётом брендбука (если есть) и предпочтений целевой аудитории.
2. Структура и функциональность каталога разрабатываются с учётом текущего ассортимента, и того, каким он может стать в будущем. Продумывается удобная навигация и сортировка, оптимизируется поиск товара, фильтры поиска и сортировки настраиваются с учётом ваших товарных групп.
3. Отдельно ведётся работа с юзабилити: структура, внешний вид страниц, расположение модулей и блоков на них оптимизируются так, чтобы созданный интерфейс был удобным, логичным, понятным для пользователя.
4. CMS синхронизируется с удобными для вас платёжными инструментами, CRM-системами, программами учёта и формирования отчётности.
5. Максимальная эффективность от оптимизации и продвижения закладывается на этапе разработки: создаётся простая структура интернет-магазина, ведётся работа с метатегами, контент оптимизируется с учётом задач, которые стоят перед бизнесом.