Одним из важнейших моментов внутренней оптимизации сайта является грамотная перелинковка. И на данный момент она выполняется вовсе не для распределения веса между страницами. Перелинковка – это пути, которые пользователь проходит по ссылкам, и проложить эти пути нужно так, чтобы он обязательно дошел до целевого действия. В этой статье мы расскажем о том, как добиться этого эффекта.
Что дает перелинковка?
Внутренняя перелинковка сайта позволяет добиться следующих задач:
• ускорение индексации страниц (поисковые системы начинают лучше воспринимать структуру сайта);
• улучшение юзабилити сайта;
• рост релевантности страниц (благодаря использованию ключевых запросах в ссылках).
В результате грамотно выполненной перелинковки удается:
• улучшить поведенческие показатели (увеличение глубины просмотра и времени нахождения на сайте, снижение количества отказов) и, следовательно, повышение позиций в поисковой выдаче;
• увеличить конверсию.
Как определить, какие страницы полезны для перелинковки?
В интернете вы можете найти большое количество схем перелинковки («звезда», «кольцо» и т.д.), но они на сегодняшний день являются устаревшими. На сегодняшний день перелинковка сайта основывается не на каких-то условных фигурах, а на непосредственной пользе для посетителей и, как следствие, владельца сайта (так как все действия пользователей на сайте в конечном итоге должны приводить к конверсии).
Как узнать, что внутренние ссылки окажутся полезными?
Если ваш сайт работает на протяжении определенного времени, то вы имеете возможность использовать его статистику. Информацию о том, на какие ссылки кликали больше всего, можно с помощью Яндекс.Метрики (инструмент называется «Карта ссылок»). Так вы сможете выявить некоторые закономерности.
Но если сайт совсем новый, то этот инструмент вам не поможет. В этом случае воспользуйтесь подсказками поисковых систем, формирующимися на основе потребностей пользователя.
Давайте рассмотрим пример такой стратегии. Допустим, вы открываете интернет-магазин техники и хотите проставить быстрые ссылки на ходовые модели на странице каталога «Смартфоны». Введите в поисковик фразу «купить смартфон» - и вы получите список подсказок, какие именно модели сейчас наиболее популярны. С большой вероятностью покупателей заинтересуют самые свежие модели смартфонов, флагманы, модели самых популярных марок, а также недорогие модели.
Записав все это вы получите список страниц, на которые стоит проставить ссылки, так как именно на них с большой вероятностью будут переходить пользователи. Даже если они в итоге не совершат покупку, поисковики заметят улучшение поведенческих показателей и поднимут его позиции.
Почему мы уделяем такое больше внимание сбору фраз? Дело в том, что работа над перелинковкой была бы бессмысленной без понимания потребностей и интересов пользователей. Если расставить ссылки хаотично или же, наоборот, закольцевать, целевых переходов вы не добьетесь.
Способы перелинковки
Главное меню - это содержащиеся на всех страницах сайта ссылки, ведущие к разным разделам. В горизонтальном меню обычно размещаются ссылки на каталог, страницу контактов, условия оплаты и доставки и т.п. Здесь можно смело обойтись без ссылки на главную страницу сайта, так как на нее уже можно перейти, кликнув на заголовок или логотип сайта. Страница не должна ссылаться сама на себя (то есть при нажатии на ссылку не должна происходить перезагрузка страницы). Не рекомендуется использовать более семи ссылок в таком меню.
Товарное меню – это тоже сквозные ссылки, ведущие на страницы категорий товаров или рубрики.
Размещая ссылки в товарном меню, уделите внимание таким моментам:
• избегайте переспама при присвоении названий подпунктам (например, в разделе «прихожие» не нужно создавать подпункты с названиями «компактные прихожие», «модельные прихожие» и т.д. – здесь будет достаточно описательных характеристик, и пользователь в любом случае поймет, что речь идет о прихожих);
• берите в расчет только наиболее популярные поисковые запросы (к примеру, мебель может быть самого разнообразного цвета, но вы знаете, что пользователи чаще всего интересуются черной и белой: именно эти два цвета следует указать в меню);
• добавьте графические изображения к названиям разделов, чтобы улучшить восприятие сайта пользователями (но ни при каких обстоятельствах нельзя полностью заменять текст картинками – все названия пунктов и подпунктов должны быть представлены в виде понятного поисковым системам текстового контента).
Рекомендательные блоки
В карточки товаров можно добавлять рекомендательные блоки. В них выводятся связанные товары (например, зарядные устройства для смартфонов), схожие товары (смартфоны одной ценовой категории) или просто популярные товары из разных категорий. Но не забывайте, что хаотичный вывод комплементарных позиций не даст вам необходимого результата, и формирование рекомендательных блоков должно быть продуманным.
Рекомендательные блоки на сайте indigo54.ruМожно предлагать товары и опираясь на историю просмотров: это повысит вероятность кликов по ссылкам в этом блоке.
Также рекомендательные ссылки могут находиться на странице раздела каталога: здесь они помогут уточнить запрос пользователя. Например, если человек находится в категории «стулья», можно предложить ему кликнуть по ссылке и перейти в подкатегорию «компьютерные стулья» или «стулья для гостиной». Этот нехитрый прием поможет вам разгрузить меню каталога и сделать его менее громоздким.
На информационных порталах рекомендательные блоки используются иначе. Здесь их цель заключается в вовлечении посетителей в просмотр новых страниц с контентом. Поэтому в блоки добавляют ссылки на свежие и актуальные новости, самые популярные и комментируемые записи.
Тегирование
Каждый из товаров имеет различные параметры, и все их вы не сможете поместить в меню. Например, у шкафа есть цвет, материал, размеры и другие характеристики. Упростить навигацию по сайту и поиск товаров в каталоге можно с помощью тегов – ссылок на специальные страницы, на которых группируются товары заданной категории. Конечно, добиться схожей выдачи можно с помощью поиска по фильтрам. Но поисковой робот не индексирует результаты фильтрации, в связи с чем самые популярные запросы все равно следует вынести на посадочные страницы и создать для них соответствующие теги.
Для информационных порталов тоже можно использовать тегирование. В этом случае тегами связываются похожие по тематике статьи. В теги следует выносить только наиболее популярные запросы (о том, как определить спрос, мы писали выше), иначе вы рискуете сделать страницу слишком громоздкой с визуальной точки зрения.
Контекстные ссылки
Такие ссылки добавляются в описательную часть страницы (текстовый контент) и ведут на другие страницы сайта. В карточках товаров они используются редко, потому что могут отвлечь и увести потенциальных покупателей. Зато они более чем уместны на главной странице и в категориях. К примеру, вы можете добавить в категорию, в которой представлены модели ноутбуков, контекстную ссылку на статью о выборе ноутбука.
Если в вашем онлайн-магазине есть информационный раздел с текстовым контентом, вы можете вписывать в статьи и новости контекстные ссылки и перенаправлять трафик на коммерческие страницы. Это еще один способ повышения конверсии.
Можно перелинковывать и статьи информационного характера. Но в этом случае важно, чтобы тексты дополняли друг друга и имели схожую тематику.
Навигационные цепочки
Их еще называют «хлебными крошками». Очень важно использовать этот вид перелинковки на всех страницах сайта. Благодаря нему пользователь всегда понимает, где находится, и может при необходимости вернуться к предыдущему этапу.
Наиболее удобны подробные цепочки, отображающие весь путь от главной до текущей страницы. Существует и сокращенный вариант (когда пользователь видит только ссылку на главную страницу и кнопку «Назад» для возвращения к предыдущей странице), но он менее привлекателен для пользователя.
HTML карта сайта
Это специальная страница, содержащая ссылки на все страницы сайта для визуального отражения его структуры. Такая карта полезна и для живых посетителей сайта, и для улучшения индексации страниц поисковыми системами.
Полезные советы
Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут правильно выполнить перелинковку на сайте:
• опирайтесь исключительно на логику и ожидаемую пользу для посетителя, не используйте никаких «правил» и схем перелинковки;
• используйте исключительно dofollow-ссылки;
• избегайте появления циклических ссылок (страница не должна содержать ссылок на саму себя);
• не делайте большого количества ссылок с внутренних страниц на главную;
• не делайте избыточного количества ссылок с карточек товара, так как это может отвлечь пользователя от цели;
• регулярно проверяйте свой сайт на битые ссылки и избавляйтесь от них;
• не ставьте большого количества ссылок с одной страницы, выбирайте только самые подходящие;
• учитывайте, что страницы, на которые ссылается главная, индексируются быстрее.
Перелинковка на сайте – непростая задача, для грамотного решения которой необходимо изучить поведение посетителей сайта, проанализировать запросы и определить, какие страницы и как именно необходимо связать между собой.